Автомобильные навигаторы сегодня — вымирающий вид. В наши дни автомобили, как правило, имеют встроенные в свои приборные панели навигационные устройства, а тем, у кого их нет, их легко заменяет смартфон или планшет с соответствующими приложениями. Спрос на выпущенные много лет назад устройства падает, однако лежащая в их основе технология жива и перенесла себя с Земли в космос, где неплохо себя чувствует.

Система, что знакома всем нам как GPS, и которой сейчас пользуются многие автомобильные навигаторы, не функционировала до середины 90-х годов и выросла из предшествовавшей ей Transit – первой спутниковой геолокационной сети, запуск которой был произведен еще в 60-х годах. Но первая автоматизированная автомобильная навигационная система была разработана задолго до того, как у человечества появилась возможность перенести эту технологию в космос.

Автомобильные навигаторы

Концепция современного навигатора берет свое начало с разработки 1930-х годов и создания Iter-Auto. Изготовленное базирующейся в Риме итальянской компанией устройство, было предназначено для установки на приборную панель автомобиля и была загружена маршрутами, напечатанными на длинных бумажных свитках. Оно было подключено к спидометру автомобиля, и за счет движения свиток автоматически проматывался пропорционально пройденному расстоянию. Сами карты также включали оповещения о предстоящих дорожных объектах, таких как мосты и пересечения уровней, а также гаражи, отели и другие моменты, которые содержат современные мобильные навигаторы.

Автомобильные навигаторы

Наручный навигатор

Но даже Iter-Auto не был совсем новой идеей. В патенте США, предоставленном патентному бюро в 1921 году неким Джоном Дж. Бови, описывается похожее – установленный на приборной панели навигационный путеводитель для водителей, который также использовал напечатанные на рулонах карты. И вот, несколько лет спустя, в 1927 году, британская фирма изготовила наручный индикатор движения Plus Four, который был своеобразной древней версией смарт-карт от Google Maps начала 20-го века.

Автомобильные навигаторы

Он поставлялся в комплекте со свитками, охватывающими многие популярные туристические маршруты по всей Великобритании, в основном начинающихся из Лондона. Пользователи также могли заменить обычный свиток версией с картами полей для игры в гольф, так что можно смело сказать, что этот антикварный наручный гаджет поддерживал несколько своих «приложений».

Ключевым новшеством Iter-Auto по сравнению с предыдущими аналогичными проектами был добавочный уровень автоматизации. Благодаря подключенному к спидометру тросу устройство предлагало новый подход к точной навигации. Однако Iter-Auto опережал свое время. Частные автомобили были редкостью в начале 30-х годов, и напечатанные на свитках карты были жизнеспособны только для маршрутов по преимущественно прямым, римским дорогам. Неверный поворот, или любой другой поворот, на самом деле, мог легко заставить пользователя сбиться с пути. Увы, но мобильные навигаторы Iter-Auto так никогда и не добились успеха на массовом рынке.

Японские первопроходцы

Тем не менее идея объединения телеметрии с физическими картами вновь появилась в 1981 году в Honda Electro Gyrocator: непомерно дорогостоящей дополнительной опции на нескольких моделях Honda того времени. Водитель вставлял прозрачные карты в специально предназначенный для них корпус с 6-дюймовым монохромным экраном, и текущее местоположение машины обозначалось на них мигающей точкой.

Автомобильные навигаторы

Точка перемещалась по наложенной на нее карте на основе подаваемой на устройство информации, поставляемой посредством передачи автомобиля и газового гироскопа, содержащегося внутри. Серьезное улучшение по сравнению с ограниченными картами прокрутки в Iter-Auto.

Мобильные навигаторы Honda Electro Gyrocator заменили несколькими годами позже на Etak Navigator — один из первых электронных навигаторов. Эта система содержала векторный дисплей и цифровые карты, хранящиеся на кассетах, хотя телеметрия с датчиков колеса и компас все еще использовались для определения местоположения.

Автомобильные навигаторы

К тому же, Etak Navigator умел превращать уличные адреса в координаты долготы и широты, что позволяло точнее направлять водителя к месту назначения. Несколько лет назад Бренд Etak несколько раз переходил из рук в руки и сегодня это название уже не существует, хотя технически все еще принадлежит своему последнему владельцу — компании TomTom.

Новый виток истории

автомобильные навигаторы

Еще до выхода Etak Navigator крупные автомобильные компании, включая Ford, концептуализировали первые спутниковые автомобильные навигаторы. И когда GPS стал доступен широкой публике в 1995 году, все системы на основе телеметрии начали исчезать ввиду устаревания, как сегодня исчезают современные автомобильные навигаторы. Им на смену пришли смартфоны с вакуумными автомобильными держателями, помогающие добраться от пункта A в пункт B без лишних сложностей. Но исходная идея, засеянная еще в 1930-х годах с выпуском Iter-Auto, все еще живет, пусть теперь и в цифровом виде.