Пять месяцев назад во Франкфурте-на-Майне руководителями Mercedes-Benz был опробован построенный на заказ полуавтоматический автомобиль S-класса, на котором они доехали до Штутгарта. Это был первый этап в глобальном межконтинентальном пятимесячном тестировании новой системы беспилотного вождения под названием Intelligent World Drive, представленной компанией на выставке CES в начале этого месяца.

Легко забыть, что дорожные законы и правила отличаются не только в разных странах, но даже и в рамках одной страны. Это означает, что автопроизводители должны не только изучать местные законы каждого региона, но и привычки вождения людей в этих областях, а также различные обозначения и дорожные разметки. Mercedes-Benz решила объездить все пять континентов, чтобы обнаружить и отметить эти различия. Германия была первым шагом, а после машину планировалось отправить в Шанхай, Мельбурн, Кейптаун и, наконец, в Лос-Анджелес и Лас-Вегас.

Mercedes-Benz

Новый S-класс компании получил дополнительные камеры, полный компьютерного оборудования для сбора данных о движении багажник и автомобильный дисплей, показывающий, как автомобиль видит мир. Во время тестирования машина самостоятельно регистрировала конкретные проблемы, но водитель и второй пилот тоже могли вручную регистрировать новые или неожиданные ситуации. Во время своей поездки по миру они нашли более, чем достаточно таких ситуаций.

Шокирующая Азия и езда крюком

Например, в Китае команда столкнулась с тем, что автомобиль (и любой, кто привык ездить по Европе и США) думал, что метки на дороге помечали пешеходные переходы. На самом деле такая маркировка помогает водителям сохранять безопасное расстояние между ними и автомобилем впереди. Сигнальные огни в Шанхае и сложные дорожные знаки также дали компании основание задуматься, хочет ли она поставлять беспилотные автомобили на этот рынок.

В Мельбурне, Австралия, где левостороннее движение, команда тестировщиков споткнулась на слегка запутанном «крючковом повороте», когда автомобиль должен повернуть направо с самой левой полосы. Маневр включает в себя перемещение влево из текущей полосы, а затем поворот направо по разрешающему сигналу светофора, перпендикулярного движению. Это трудный маневр для человека, но для управляемого компьютером автомобиля количество необходимых для обработки переменных делает такой маневр практически невозможным с доступной сейчас технологией.

Пески Африки и школы США

В Южной Африке покрывающий отметки песок на дорогах стал серьезным препятствием для исследования команды. Такие результаты показывают насколько важны высококачественные карты для беспилотных автомобилей. Узкие мощеные дороги некоторых районов Кейптауна также пополнили базу данных автомобиля новыми поступлениями.

Mercedes-Benz

Дальше на очереди были США, где компания надеялась собрать данные о больших автомагистралях и трафике на них. Начиная с Лос-Анджелеса, где пробки на дорогах является частью повседневной жизни, команда столкнулась с необычным для них знаком, о котором американские водители обычно даже не задумываются. Этим знаком стало ограничение в скорости до 35 километров в час рядом с учебными учреждениями, аналог знака «Дети». Правило кажется достаточно простым – находясь рядом со школой во время ее рабочего времени нужно ехать медленнее. Но окружающие переменные оказались невероятно сложными для автопилота.

mercedes-benz

Например, автомобиль должен знать о школьных зонах. Он должен знать, когда школа работает. Он должен знать о праздниках. Он должен понять, где эта зона начинается и заканчивается. Он должен учитывать, в какое время дети приходят и покидают школу. Как учитывать дополнительные занятия и продленку? Что делать, если в выходные дни в школе будут дети? Каковы местные законы, регулирующие все эти ситуации, и отличаются ли они от города к городу, от округа к округу и от штата к штату? «Иногда правила не детерминированы, поэтому вам нужно как-то их интерпретировать», – сказал Кристоф фон Хьюго (Christoph Von Hugo), глава службы безопасности Daimler AG.

И это всего один знак в одной стране. Такая проблема наглядно иллюстрирует необходимость того, чтобы производители типа Mercedes-Benz, не только проводили свои собственные исследования, но и тесно сотрудничали с региональными законодателями. В то время как компании хвастаются, что в ближайшие несколько лет у них будут беспилотные автомобили, необходимый для подготовки этих систем в выходящих за пределы штаб-квартиры автопроизводителя или технического гиганта местах объем работ просто огромен. Ведь когда дело касается вождения, единых правил не существует.

Последний заезд

В Лас-Вегасе фон Хьюго в последний раз прокатился на модифицированном S-классе. В Германии он пилотировал машину в Штутгарте, и во время этой поездки Кристоф столкнулся с сильным дождем, строительными работами, плотным трафиком и машинами, которые несколько раз его подрезали. Он с радостью зарегистрировал эти события в системе. «Некоторые из ситуаций – даже если вы знали о них заранее – когда их видишь глазами самой машины, они внезапно становятся разными, более релевантными. Может быть, даже пугающими», – сказал он.

Mercedes-Benz

Фон Хьюго и остальная часть команды возьмут гигантскую кучу данных, выбросят то, что не имеет значения, и изучат все остальное. Mercedes-Benz пока совсем не готова к развертыванию полностью автономных автомобилей, которые понимают все аспекты дороги в любом регионе, но это исследование дало ей базовый набор информации.

Между тем офисы Mercedes-Benz во всех этих странах будут продолжать работать на местах для того, чтобы точно определять, как автомобиль будет реагировать на такие вещи, как пешеходы на шоссе в ночное время, песок на дороге, определять первенство движения на нерегулируемых перекрестках и правильно читать имеющие двойной смысл уличные знаки.

Что дальше

Фон Хьюго сказал, что не следует ожидать еще одной большой кругосветной поездки от компании. «Я надеюсь, что нам действительно не нужно делать это снова таким образом. Но это, конечно же, не означает, что мы не будем больше выпускать на дороги наши тестовые автомобили».

Mercedes-Benz

Обучение системы беспилотного автомобиля идеальному вождению в любых условиях и в любой точке земного шара — работа очень большая и требующая крупных затрат как по времени, так и в финансовом плане. Однако для того, чтобы такой автомобиль смог с одинаковой эффективностью ездить по запутанным улочкам европейских городов, широким американским автотрассам, засыпанным песками дорогам Африки или занесенным снегом магистралям Канады, такие затраты необходимы. Ведь призом в этой гонке будет возможность навсегда избавиться от опасных ситуаций на дорогах и подарить владельцам автомобилей ни с чем не сравнимую свободу передвижения, когда можно проехать тысячи километров и ни разу не прикоснуться к рулю.